kak-nakazyvat-rebenka

Как наказывать ребенка

Вопрос о наказании волнует всех неравнодушных к собственным детям родителей. Но, каким оно должно быть? Допустимо ли физическое наказание? За что наказывать, а за что нет? Безусловно, наказание должно быть эквивалентно проступку. Нельзя одинаково реагировать на невымытую посуду, двойку в школьном дневнике и издевательство над животными. Наказаниями нельзя злоупотреблять, так как это приведет к потере доверия между ребенком и родителями, а в особо тяжелых случаях к простому нежеланию идти домой.

Когда и какое наказание необходимо?

Всегда, если есть проступок, необходима реакция на него, иными словами — наказание, вопрос только в том, что под ним понимать. Кто-то поставит в угол, кто-то выпорет, а кто-то прочитает нудный и длинный монолог, о том, что хорошо, а что плохо.

Издевательство над животными – однозначно, да. Необходима быстрая и жесткая реакция. Но нельзя путать с жестокостью. Если ребенок запирает кошку в комнате, не нужно его пороть. Достаточно поставить в угол и, заодно, поговорить. Лишенный возможности отвлечься, малыш однозначно услышит все, что ему скажут. Главное не зацикливаться на том, что кошка была заперта, стоит попробовать разъяснить азы дрессировки, дать план поступков, при которых животное само заинтересуется и придет поиграть.

Другое дело, если издевательства более жестоки. Ненужно пороть и кричать, насилие всегда порождает насилие. Неплохо бы выяснить подоплеку событий, если действие совершено в компании друзей –стоит сменить круг общения ребенка, но сделать это нужно ненавязчиво, допустим, загрузить занятиями в кружках или секциях. Если ситуация повторяется, следует обратиться к детскому психологу.

Плохая оценка в дневнике – нет, оценка в школе всегда субъективна. Реакция, разумеется нужна, но только не ругань. Имеет смысл выяснить, за что она поставлена, и стала ли причиной этой оценки лень ребенка. Только не нужно устраивать допрос малышу, проще позвонить педагогу. Это полезнее со всех точек зрения, так как, если учитель придирается или выплескивает свое плохое настроение, в следующий раз это произойдет не с вашим ребенком. Сам же ребенок, при таком подходе, почувствует себя нужным и любимым, а родителя – заслуживающим доверия человеком, к которому можно прийти с любыми проблемами. Если причина, все-таки, детская лень, стоит заняться предметом вместе с ребенком, однако, тут вполне допустима мысль, что учитель недостаточно заинтересовал и мотивировал детей. Стоит донести до малыша, что учеба – это его работа, что она так же важна, как и занятия взрослых.

Невымытая посуда или другие невыполненные домашние обязанности – нет.

Наказывать нельзя, хотя, реагировать нужно. Просто не нужно выполнять то, что было поручено ребенку, самостоятельно, а, заодно, необходимо что-либо не сделать из своих обязанностей. Только не кричать и не бравировать, а, всего лишь, допустим, вместо приготовления ужина, сесть за книгу, пойти в ванну или просто смотреть фильм. С голоду никто не умрет, в любом доме найдется что-то быстрое в приготовлении, например, бутерброды или яйца. Ребенок непременно заметит, что родители отошли от привычного уклада и задаст вопросы. Тут то и стоит напомнить о невыполненных домашних обязанностях, желательно в дружелюбной форме, и приступить к их совместному исполнению, то есть – родители занимаются ужином, а ребенок делает то, что не сделал.

В любом случае, наказание за проступок должно быть ему эквивалентно, и, прежде чем начинать кричать, или хвататься за ремень, стоит остановиться и подумать над ситуацией, подобрав тот способ реакции, который наиболее подойдет конкретному ребенку.

Как нельзя наказывать детей?

Никогда нельзя кричать на ребенка. Во-первых, крик уничтожает авторитет родителей, во-вторых, громкие звуки просто не воспринимаются, то есть ребенок слышит негативные эмоции, а не то, что до него пытаются донести. Если ребенок маленький, то сначала он станет пугаться скандальной реакции родителей, но потом у него выработается своего рода иммунитет, его мозг просто начнет отключаться, защищаясь от выраженного в децибелах негатива. Такая реакция на проступки не приводит вообще ни к какому результату, воспитывая в ребенке пренебрежительное отношение к родителям.

Нельзя применять насилие, за очень редкими исключениями. Допустим, ребенок кидал в костер боевые патроны, или устроил небольшой камин на синтетическом паласе – выпороть однозначно, и закрепить изучением наизусть какого-либо произведения с обязательной проверкой. Но, такие реакции должны быть единичны и следовать за действительно опасными действиями ребенка. В остальных случаях физическое наказание недопустимо, слишком частое его применение обесценивает сам его факт, и, попросту, превращается в систематическое насилие. Смысл порки в том, чтобы ребенок на всю жизнь запомнил, что то, что им сделано – неправильно и опасно, и никогда бы это не повторил.

Нельзя читать ребенку долгие и нудные монологи. Детский мозг просто перестанет воспринимать сухую информацию, и все брюзжание уйдет в никуда. Зачастую, к такой форме наказания склонны пожилые люди, потом искренне недоумевающие, почему то, что они сто раз повторили, не запомнили, или ребенок вообще утверждает, что ему это не говорили. Все просто, после первых пяти минут детский мозг отключается, и, ребенок действительно не слушает.

Если есть желание в чем-то убедить или что-либо объяснить, не нужно заумничать, нужно разговаривать. Спрашивать и выслушивать ответы. Форма разговора держит детское внимание, соответственно, та информация, которую родители хотят донести – доходит до сознания ребенка.

Нельзя давать подзатыльники, повышать голос, вообще негативно обращаться к ребенку публично, что бы он не творил в этот момент. Если малыш совершает недопустимые действия, можно просто переключить его внимание, например, взять за руку и показать что-то в поле его зрения. Все, что касается наказания за какие-либо проступки, не должно быть на людях. Публичность вызывает чувство унижения и провоцирует потерю доверия к родителям.

В основе любого наказания должен быть проступок ребенка, а не отношение родителей или их эмоции. Слишком яркое негативное наказание может заместить собой достаточно сухую и малоэмоциональную похвалу, и, тогда, ребенок станет искать внимание от взрослых именно хулиганя.

Потому что это будет самым простым и быстрым способом получить необходимую порцию эмоций от родителей. Исправить такую установку очень трудно, поэтому проще ее не допустить, для чего нужно подходить к вопросу наказания очень обдуманно и без эмоций, никогда не забывая, что оно должно быть эквивалентно проступку.

Поделиться в соцсетях

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ